АЛЕКСАНДРАС МАЦИЯУСКАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЛИ» Литовский фотограф Александрас МацияускасМастер неподражаемых ракурсов, Александрас Мацияускас умел идеально чувствовать ритм и создал свою собственную формулу выразительной фотографии, отличную от всего, что существовало ранее. Продолжаем рассказывать о самых ярких представителях литовской школы фотографии. Александрас родился 16 мая 1938 года в Каунасе. Несколько лет проработав фотокорреспондентом газеты Vakarinės naujienos, в 1973 году Мацияускас стал ответственным секретарем Союза фотоискусства Литвы, через год — председателем Каунасского отдела союза, затем председателем художественного совета союза и наконец возглавил Каунасское отделение Национальной ассоциации литовских фотографов. Благодаря философскому взгляду на бытие Александрас видел привлекательные моменты даже в самой обыкновенной сельской жизни. В его воплощении всем известные сюжеты пронизаны символичностью и философскими параллелями. Именно он впервые использовал широкоугольник «Руссар» 20 мм для уличной фотосъемки. — Когда вы хотите рассмотреть вещь поближе, то берете увеличительное стекло, не так ли? — рассказывал он в интервью «Российской газете». — Я брал широкоугольник, потому что мне нужно было максимально приблизиться к человеку. Я хотел как хирург: открыть, увидеть, что внутри человека творится. Узнать его. Мне главное — не чтобы было красиво, а чтобы было интересно. Я поэтому в советское время не мог книгу своих фотографий издать. Мне говорили: у тебя люди какие-то... нетипичные. И советовали: лучше бы ты искажал своим широкоугольником не людей, а животных. Я послушал. И сделал серию очень большую «Ветеринарные клиники». О выборе своих сюжетов он рассказывает удивительно просто: — В воскресенье я с друзьями, у которых были машины, ездил по Литве, искал интересные типажи. Идея была, как я говорил, сохранить для потомков людей, настроение, время. Случайно я однажды приехал на сельский базар. У нас они большие были. Смотрю: все, что мне надо, — в одном месте. Типажи. Бытовые сценки. Настроение разное. Не нужно километры наматывать. На сельском базаре надо было мгновенно решать: или на дерево лезть, чтобы делать снимок сверху, или падать на землю для съемки с нижнего ракурса. Опоздал — не будет кадра. Репортер должен уметь быстро думать, — делится он своими наблюдениями. Серия Мацияускаса «Литовские деревенские рынки» с низкими ракурсами, тонкой иронией и духом нонконформизма стала ярким новаторством, навсегда изменившим представление современников о фотографии. Другие не менее известные его серии: «Сельские базары» (1969–1987), «Ветеринарные клиники» (1977–1994), «Умирающие деревья» (1984–2001). Позже критики назовут их «азбукой гуманизма». — Жизнь в круге раскрывает философию всех моих творений, — писал он. — Каждый находится в своеобразном круге, который вращает нас вопреки нашему желанию... Это судьба управляет кругом. Как признается сам Александрас, на становление его стиля повлияло творчество Вернера Бишофа и Андре Кертеша. Во времена молодости Мацияускаса выпуски фотокниг и фотоальбомов были целым событием. Он вспоминает, что вместе с друзьями-фотографами мог поехать в другой город лишь для того, чтобы посмотреть только что опубликованные работы другого фотографа. Зачастую работы Александраса насыщены трагическими чертами. Особенно это относится к серии «Ветеринарные клиники». Но у самого автора на этот счет, опять же, философское мнение: — Когда я получил национальную премию Литвы и на эти деньги издал книгу, куда вошла названная серия, то некоторые книжные магазины в Каунасе не принимали ее. Говорили: кто будет покупать такую жестокую книгу? Мне кажется, там нет ничего жестокого. Там реальная жизнь. Многие считают, что можно вылечить человека или животное, погладив его по голове. Но это неправда. Жизнь — это преодоление боли, — рассказывал он в интервью журналу «Петербургский фотограф». Александрас Мацияускас — почетный член Литовского союза фотохудожников, заслуженный работник культуры Литовской республики, лауреат Национальной премии Литовской республики (1995 г.), кавалер ордена Великого герцога Литовского Гедиминаса 5-й степени (1998 г.). Его работы отмечены многими наградами и хранятся в музеях Литвы, США, Нидерландов, Франции, Швейцарии и других стран.

Теги других блогов: искусство фотография Литва